В современных условиях велика угроза террористических актов абсолютно для любого человека на планете. Общество должно делать все возможное, чтобы защитить себя и других. Но особенно важно обеспечить необходимый уровень защиты учебным заведениям, так как под угрозой находятся жизни детей, часто тех, кто сам за себя постоять не может.
Чтобы предупредить и минимизировать потери людей при совершении теракта, учебный процесс образовательного учреждения дополнен комплексом организационно-профилактических мероприятий (например, учебные тревоги, тренировки по антитеррористической безопасности в школе и др.).
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:
-
Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.
-
Установить металлические двери, системы сигнализации и камеры.
-
Составить паспорт антитеррористической защищенности.
-
Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.
-
Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.
-
Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.
- Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.
В комплекс предупредительных мер входят:
- ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
- регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
- тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
- обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
- инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.
Действия при подозрении на вероятность теракта
- При обнаружении подозрительного предмета:
- ученикам и сотрудникам запрещается подходить к предмету ближе, чем на 100 метров, трогать его, перемещать, вскрывать;
- ответственному лицу за обеспечение безопасности нужно выставить оцепление из персонала школы для обеспечения общественного порядка;
- обеспечить беспрепятственный проезд экстренных служб (МЧС, пожарной охраны, правоохранительных органов и скорой помощи) к месту обнаружения подозрительного предмета;
- лицам, обнаружившим не вызывающий доверия предмет, находиться на безопасном расстоянии от него и быть готовыми дать показания о случившемся;
- если есть острая необходимость, осуществить грамотную эвакуацию всего личного состава согласно плану эвакуации.
- При поступлении угрозы по телефону:
- незамедлительно доложить о случившемся директору школы или лицу, ответственному за антитеррористическую безопасность; они примут меры и сообщат об угрозе по экстренным телефонам;
- тот, кто принял телефонный звонок (сотрудник или ученик), должен постараться запомнить разговор в мельчайших деталях, а по возможности лучше записать его, зафиксировать время начала звонка и окончания, отметить какие-то особенности речи звонившего (шепелявит, хрипит, заикается и т.д.). Это поможет спецслужбам как можно скорее выйти на преступника.
- При получении угрозы в письменном виде:
- обращаться с предметом очень аккуратно и осторожно, не мять, не выбрасывать никакие части (конверт, обрывки, обрезки и т.д.), а сложить все в чистый полиэтиленовый пакет;
- постараться оставить на документе как можно меньше своих отпечатков пальцев;
- отдать улику директору школы или другому ответственному лицу для последующей передачи ее в правоохранительные органы.
- При обнаружении угрозы химического или биологического терроризма:
- помнить, что факт применения такого оружия можно установить только по внешним признакам: разлитые жидкости, рассыпанные подозрительные порошки, задымление или другое изменение цвета и запаха воздуха или цвета и вкуса воды и еды; странное поведение людей, животных, птиц, оказавшихся в зоне действия вещества; наличие подозрительных личностей на территории учебного заведения;
- здесь важны наблюдательность и бдительность каждого учащегося, преподавателя и другого персонала;
- немедленно сообщить директору школы или лицу, отвечающему за антитеррористическую деятельность, и по телефонам экстренных служб.
- Если сотрудники и учащиеся оказались в заложниках в помещениях школы, то необходимо:
- не паниковать, сохранять самообладание;
- помнить, что спецслужбы уже разрабатывают план для вашего освобождения;
- помнить, что самое главное сейчас – выжить;
- беспрекословно выполнять все требования террористов, не перечить;
- на все действия просить разрешения у террористов;
- не совершать действий, которые могут спровоцировать преступников открыть огонь и привести к человеческим потерям;
- если вас пришли спасать, не нужно бежать навстречу спецслужбам, вас могут принять за террористов;
- постараться держаться подальше от дверей и окон, лежать лицом вниз, закрыть голову руками и не шевелиться.
Формы работы с детьми
Проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.
Памятка "Что делать, если в школе стреляют?" (PDF, 0.19 Мб.)