Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Лесосибирска»
Лесосибирск
  • Семья в современном цифровом пространстве. В.В. Кремер

    Кремер Виктория Владимировна,
    учитель математики и информатики,
    классный руководитель,
    МБОУ «СОШ №»2 города Лесосибирска


    В современном мире перемены происходят стремительно. А, значит, мы должны
    более гибко, оперативно и профессионально адаптироваться к новым реалиям, взять это за
    данность, которую уже нельзя изменить. Влияние информационных технологий на семью
    может иметь как положительные, так и отрицательные стороны, и многое зависит от того,
    как семья использует эти новые цифровые технологии. Рассмотрим эти стороны:
    Положительные стороны:
     Связь на расстоянии: Интернет и современные коммуникационные технологии
    позволяют семьям поддерживать связь и общение, даже если члены семьи находятся
    на больших расстояниях. Это особенно важно в мире, где многие могут переезжать
    или работать в других городах или странах. Если брать учебный процесс, то легко
    можно поддерживать видеосвязь, оказывая помощь ребёнку на расстоянии
    (WhatsApp, Viber и т.д.), отслеживать с помощью электронного дневника
    посещаемость и успеваемость ребенка, поддерживать связь с педагогами (Сферум).


     Образование и саморазвитие: Интернет предоставляет доступ к образовательным
    ресурсам, что может способствовать обучению и развитию всех членов семьи. Семьи
    могут вместе учиться новым навыкам и знаниям. Здесь можно привести очень много
    образовательных (создание видеоигр, видеороликов…), творческих (плетение
    макраме, игра на гитаре…) и других платформ, которые будут семьям интересны.
    Ведь сейчас в век цифровизации столько возможностей проявить себя, научиться
    чему-то, что недоступно в очном формате! 


     Семейный архив: Семьи могут использовать технологии для фиксации важных
    моментов и событий в своей жизни, таких как фотографии, видео и записи. Это
    способствует сохранению и передаче истории семьи. Оцифровка семейных фото и
    видео сейчас очень современно. Возможно, для связи между поколениями –
    создание интерактивного генеалогического дерева. Можно создать аккаунт для
    родственников и передавая ссылку с логином и паролем, заполнять его совместно.
    Отрицательные стороны:


     Уменьшение времени реального общения: Много времени, проведенного в
    интернете, может привести к отсутствию качественного времени, проводимого в
    реальной жизни с семьей. Это может привести к утрате близких отношений и
    понимания между членами семьи. Необходимо также почаще «вытаскивать»
    близких в реальный мир и вместе решать разнообразные задачи, не связанные с
    гаджетами. Человеческое общение и родственные связи — безусловная и
    непреходящая ценность.


     Зависимость от экранов: Большая зависимость от смартфонов и компьютеров может
    негативно влиять на здоровье и физическую активность членов семьи. Это и
    нарушение зрения, слуха (если человек большое количество проводит с
    наушниками, включенными на полную громкость), малоподвижный образ жизни.
     Безопасность и конфиденциальность: Использование интернета также может
    повысить риски в области безопасности и конфиденциальности семьи, если не
    соблюдаются соответствующие меры предосторожности. Это отдельная большая
    тема, которая требует к себе особое внимание.

    2
    Таким образом, важно соблюдать баланс между использованием информационных
    технологий и реальным общением, а также обучать членов семьи навыкам безопасного и
    сознательного использования интернета. Семьи, которые умело сочетают в себе лучшие
    аспекты технологий и традиционных ценностей, могут выстроить крепкие и
    поддерживающие отношения в современном информационном обществе.
    Речь идет о позитивном цифровом воспитании, когда современные технологии
    становятся средством улучшения жизни и облегчения процесса решения бытовых
    проблем, но никак не заменой полноценной деятельности в реальном мире. Конечно,
    среди новых вызовов не только как таковая увлеченность цифровым миром, но и риски,
    которые с собой приносят технологии:
    1. Усиление активности интернет-мошенников.
    2. Распространение контента, способного навредить детской психике.
    3. Факты кибербуллинга и запугивания, другие проблемы.

    Задача родителей сегодня – не только предоставлять детям необходимые
    возможности для освоения интернет-среды, но и направлять их в потоках новой
    информации. На помощь родителям приходят классные руководители, для себя мы ставим
    следующую цель:
    Создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов педагогов-
    учащихся-родителей через проведение мероприятий, касаемых цифровизации
    образовательного и воспитательного процессов.
    Чтобы добиться этой цели, ставим задачи:
    1.Образовательные:
    -познакомить родителей и учеников с сайтами, которые можно использовать для
    дополнительной подготовки по учебным предметам, на которых можно принимать
    участие в интеллектуальных и творческих конкурсах как отдельно учащимся, так и
    совместно с семьей.
    2.Воспитательные:
    - воспитывать активную жизненную позицию, потребность в достижении общественно
    значимой;
    - развивать познавательную активность обучающихся, умение работать в коллективе. 
    3. Практические:
    - привлекать учащихся и родителей к участию в дистанционных мероприятиях (конкурсы,
    олимпиады и т.п.), рекомендованных Министерством образования;
    - стимулировать учащихся через родителей к принятию участия в акциях, конкурсах,
    мероприятиях на платформах «РДДМ», «Юнармия»;
    - привлекать родителей к участию в социальных опросах на платформах городского и
    регионального уровней;
    - обучать родителей осуществлять контроль за успеваемостью учащихся через журнал
    базы КИАСУО и занятость ребенка в дополнительном образовании через платформу
    «Навигатор».
    4. Коммуникативная:
    -организовывать совместные мероприятия родители-дети-классный руководитель для
    освоения той или иной цифровой платформы.
    Родительское собрание «Цифровизация жизни – хорошо это или плохо?» Именно
    так начиналось мое собрание, которое было отправным в цикле данных мероприятий. На
    собрании красной чертой шел девиз «Прежде чем разрешать ребенку пользоваться
    онлайн-технологиями, стоит самому обучиться их безопасному использованию», были
    выданы памятки каждому родителю «Онлайн-опасность и безопасность детей».
    (Приложение 1)

    3
    Перечень мероприятий для классного руководителя, для подготовки к циклу
    мероприятий:
     Вебинары классного руководителя по обучению использования
    платформ «Навигатор», «Учи.ру», «Яндек.Учебник», электронный дневник в базе
    КИАСУО, «Цифрой помощник учителя», «Цифрой помощник ученика», вебинары от
    КИПК «Разговоры о важном» и др. 
    Цикл мероприятий, которые были освоены родителями:
     Регистрация родителей и детей в базе КИАСУО;
     Регистрация детей (родителями) в базе дополнительного образования «Навигатор»,
    на образовательных платформах «Сферум», «Моя школа»; 
     Участие учащихся и родителей в дистанционных мероприятиях по
    формированию финансовый, читательской, естественнонаучной и
    математической грамотностях, по формированию гражданской позиции: «Большая
    перемена», «Урок Цифры», «Цифровой ликбез», «РДДМ», «Юнармия» и др.;
     Участие родителей в опросах на портале «Активный гражданин», «Большой
    этнографический диктант», «Цифровой диктант», «Технологический диктант», «Основы
    здорового питания» и д.р.;
     Участие детей и родителей во внутренних мониторингах образовательного
    учреждения, через анкетирование с помощью Яндекс-форм, Гулг-форм;
     Участие в классных, школьных, городских мероприятиях: создание фотоколлажей,
    видеопоздравлений;
     Участие в семейных фестивалях по финансовой грамотности, «Всей семьей 2024».
    Практическая значимость таких мероприятий достаточно велика, как для
    учащихся, так и для их родителей, т.к. вся данная работа направлена на организацию
    совместного времяпровождения детей и родителей, по обучению правильному
    использованию ресурсов Интернета, а также на познавательную, общественную
    активность детей, на воспитание чувства ответственности, дисциплинированности.
    При реализации этого цикла мероприятий родители свободно смогут пользоваться
    платформами образовательного характера, тем самым поддерживать и помогать своим
    детям при возникших затруднениях. Сократится дистанция ребенок-родитель в плане
    владения цифровыми технологиями.
    Самое главное правило: родитель должен сопровождать процесс вхождения
    ребенка в цифровую среду. Познакомить его с правилами безопасного поведения,
    границами и ответственностью. Затем осуществлять какое-то время контроль, и
    постепенно делегировать ответственность ребенку, формируя открытые и доверительные
    отношения. Именно так формируется самостоятельность ребенка в любом деле.

    Список литературы:
    1. Семья и дети в современном цифровом пространстве. Кострыкина Г.А.
    2. Родительство в цифровую эпоху. Разовская Эльмира.
    3. Психологическая наука и практика: современное информационное пространство.
    Журавлева М. А.

    4. Как меняется семья цифровую эпоху. Алекандров И.
    5. Влияние цифровизации общества на семейные отношения. Серажитдинова М.А.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике