Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Диагностика школьной мотивации
Методика 10 слов по А.Р. Лурия
Тест на развитие графического навыка
Информация о телефонах доверия
Памятка для родителей первоклассника
В 6 – 7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
ПРАВИЛО 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую – то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6 – 7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
ПРАВИЛО 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
ПРАВИЛО 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
ПРАВИЛО 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Ваш ребенок – первоклассник (памятка для родителей)
- Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах. Серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что- то не сразу получится, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассниками распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
- Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь с ними справиться на первом году обучения.
- Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что- то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение- это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь вашего ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки»
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать Ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время - Ваша задача. Если Вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребенок огорчен, молчит - не допытывайтесь, пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
- Если Вы видите, что ребенок огорчен, молчит - не допытывайтесь, пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
- После школы не торопите садиться за уроки. Ребенку необходимо 2 часа отдыха (в 1 классе не повредит час сна). Лучшее время для приготовления уроков- с 16 до 18 часов. Занятия вечерами бесполезны.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна помощь- наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…».
- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий- 10 минут перерыва.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, что даже «большие дети « очень любят сказки перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с ребенком
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!